Положение о службе медицины катастроф Нижегородской области

Положение о службе медицины катастроф Нижегородской области

(утв. постановлением Правительства Нижегородской области
от 21 декабря 2011 г. N 1061)

1. Служба медицины катастроф Нижегородской области (далее — Служба) является функциональным звеном территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — НСЧС) и входит в состав территориальных сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф.

2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, постановлениями и распоряжениями Правительства Нижегородской области, решениями комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

3. Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению и уменьшению медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и медико-санитарному обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществления медицинской эвакуации.

4. Основными задачами Службы являются:

  • организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • оказание экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и осуществление медицинской эвакуации;
  • обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к реагированию и действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • организация мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне чрезвычайных ситуаций;
  • организация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, независимо от ведомственной принадлежности, координация их деятельности;
  • разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи пострадавшему населению с учетом характера чрезвычайных ситуаций;
  • постоянное совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной помощи и планово-консультативной медицинской помощи населению;
  • создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;
  • участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • разработка и постоянное совершенствование системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
  • участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях;
  • методическое руководство системой подготовки и повышения квалификации, а также аттестацией специалистов Службы;
  • научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
  • международное сотрудничество в области медицины катастроф.

5. Служба функционально объединяет:

  • службу медицины катастроф министерства здравоохранения Нижегородской области;
  • службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;
  • силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук, открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и других организаций, расположенных на территории Нижегородской области, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Задачи, порядок деятельности и структура, состав сил и средств службы медицины катастроф министерства здравоохранения Нижегородской области определяются положением о ней, утверждаемым министерством здравоохранения Нижегородской области, а состав входящих в Службу сил и средств федеральных органов исполнительной власти и иных организаций — соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями.

6. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет свою деятельность на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На региональном уровне (в пределах территории Нижегородской области) Служба представлена:

  • координационным органом — комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области;
  • постоянно действующим органом управления — министерством здравоохранения Нижегородской области;
  • органом повседневного управления — государственным казенным учреждением здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский территориальный центр медицины катастроф» (далее — ГКУЗ НО «НТЦМК»);
  • силами и средствами ГКУЗ НО «НТЦМК» и иных государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
  • силами и средствами формирований и учреждений здравоохранения федерального уровня, расположенных на территории Нижегородской области.

На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования Нижегородской области) Служба представлена:

  • координационным органом — комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • постоянно действующим органом управления — государственным учреждением здравоохранения Нижегородской области, уполномоченным осуществлять организацию медико-санитарного обеспечения при чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования;
  • силами и средствами государственных учреждений здравоохранения, включая станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, расположенные на территории муниципального образования;
  • силами и средствами федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, Министерства обороны Российской Федерации, при отсутствии на территориях отдельных муниципальных образований государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области.

На объектовом уровне Служба представлена:

  • координационным органом — комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта (организации);
  • постоянно действующим органом управления — должностным лицом, уполномоченным осуществлять медико-санитарное обеспечение объекта (организации) при чрезвычайных ситуациях;
  • силами и средствами соответствующих нештатных формирований при объекте (организации), предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

7. На всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.

Профиль, количество, сроки их готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

8. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения на определенных территориях чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

  • режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
  • режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

9. Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных и социальных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.

При недостаточности муниципальных и (или) объектовых возможностей для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации могут быть привлечены силы и средства Службы регионального уровня.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Службы, возлагается на службу медицины катастроф министерства здравоохранения Нижегородской области, которая должна обеспечить:

  • разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
  • подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
  • разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • руководство силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

10. Руководителем Службы является министр здравоохранения Нижегородской области.

Организационно-методическое руководство деятельностью органов управления, формирований и учреждений, входящих в состав Службы, по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляет ГКУЗ НО «НТЦМК», которое одновременно выполняет функции штаба Службы.

Порядок привлечения к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств Службы определяется ее руководителем.

Проведение мероприятий по ликвидации указанных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, разрабатываемым штабом Службы по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждаемым руководителем Службы.

11. Финансирование Службы осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих областных и муниципальных целевых программ.

Резерв финансовых и материальных ресурсов (лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и медицинская техника, санитарный транспорт, санитарно-хозяйственное и специальное имущество) создается:

  • областной резерв — за счет средств областного бюджета;
  • резерв муниципального уровня — за счет средств местного бюджета;
  • объектовый резерв — за счет собственных средств организации.

Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.